Аннотации к образовательным программам

НЧДОУ-детский сад №213 «Прогимназия» имеет право осуществления образовательной деятельности по следующим образовательным программам:

№ п/п Вид образовательной программы уровень образовательной программы  направленность образовательной программы  нормативный срок освоения
 1  основная дошкольное образование основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности 5лет(с 2х летдо 7лет)

 

Аннотация к основной общеобразовательной программе НЧДОУ-детского сада №213 «Прогимназия».

Основная общеобразовательная программа НЧДОУ является нормативно – управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в НЧДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные  моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Основная общеобразовательная программа НЧДОУ разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Веракса, М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Общеобразовательная программа НЧДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа разработана в соответствии с законодательными документами: Конституцией РФ от12.12.93г.; «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденными приказом Минобрнауки России 23.11.2009г., № 655», ФГОС дошкольного образования.

 

  Программа:

  •  направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое) развитие;
  •  соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы  научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует  основным положениям  возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • отвечает  критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  •  основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  •  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух  основных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;
  • обеспечивает преемственность с основными общеобразовательными программами  начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;
  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места  проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

 

Цели деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы:

  1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей;
  2. Обеспечение познавательного,речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического развития детей.
  3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  1. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
  2. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Реализацию этих целей мы видим в решении следующих задач:

Обеспечить:

  • заботу о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиН;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными;
  • организацию предметно – развивающей среды, стимулирующей познавательное развитие и активность детей в разных видах деятельности.

Для реализации поставленных задач в детском саду организовано взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, медицинской сестры, администрации и родителей (законных представителей).

Возможность реализации Программы дошкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:

  • наличие высококвалифицированного кадрового потенциала в НЧДОУ;
  • материально – техническое оснащение НЧДОУ с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований.
  • Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, иннициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста
  • Сордержание Программы охватывает следующие образовательные области:
    Социально-коммуникативное развитие
    Физическое развитие
    Познавательное развитие
    Речевое развитие
    Художественно-эстетическое развитие.
    Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в учреждении. Программа  расчитана на 5лет.

Возраст детей
с 2. до 3х лет – 1младшая группа

С 3до4х – 2младшая группа

С4 до 5- средняя группа

С5 до 6- старшая группа

С 6 до 7 лет  — подготовительная группа

Программа состоит из двух частей: обязательной части, в основе которой лежит

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2014 г,

и  части формируемой  участниками образовательного процесса

  • Парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог»;
  • Программа  Ж.Е. Фирилёвой, Е.Г.Сайкиной «Са-Фи-Дансе» по аэробике.
  • Региональный компонент представляет программа Ф.Н.Фазлыевой «Урал-мой край родной»

 

 

Аннотация к образовательной программе

«От рождения до школы»

Программа составлена профессионалами в соответствии с ФГОС

 

Программа  «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Реализация образовательной программы в полной мере отвечает требованиям современных социокультурных условий воспитания детей дошкольного возраста. Программу можно назвать «открытой», т.к. она предполагает дополнения и  корректирование, с учетом внутренних условий и базового компонента ДОУ. Программа содержит следующие разделы:
Пояснительная записка

 ЧАСТЬ I (обязательная)

Раздел I.  Организация режима пребывания детей в ДОУ 
1.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников
Раздел II. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей 
2.1. Примерная содержательная модель образовательной программы «От рождения до школы»

2.2 Социальная инфраструктура ДОУ
Раздел III. Содержание коррекционной работы
Раздел IV. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования 

4.1. Промежуточные результаты освоения программы
Раздел V. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы 

ЧАСТЬ II (формируемая участниками  образовательного процесса)

Учебно-методическое сопровождение

 

 

 

 

Аннотация к программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой

Программа

  • модифицированная, имеет эколого -биологическую направленность, является учебнообразовательной с практической ориентацией
  • Она поможет обучающимся систематизировать базовые знания по окружающему миру, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать природу своего края.
  • Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому как эстетический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание детьми необходимости экологически правильного отношения к животному миру.

 

Цель программы

  • формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся, основными чертами которой является ответственное отношение к природе,
  • вовлечение их в природоохранную деятельность.

Задачи программы:

 

Обучающие:

  • дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; научить применять на практике знания, полученные в объединении
  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве не живой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и  человека.

 

Воспитательные:

  • прививать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

 

Развивающие:

  • формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;

  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

 

 

 

 

Содержание работы в НДОУ по внедрению регионального компонента  направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

- формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;

- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Уральского региона);

-формирование общих представлений о своеобразии природы Уральского региона

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Уральского региона

Содержание регионального компонента в программе

Природа Уральского региона (географические, климатические особенности);

Животный мир Уральского региона (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.

Растительный мир Уральского региона (деревья, кустарники, травы, грибы и др.).

Культура и быт народов Уральского региона (быт, национальные праздники, игры);

Произведения устного народного творчества коренных народов Уральского региона, проживающих на территории Урала: сказы,сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:

- «Познание» (природа Уральского региона, растительный и животный мир, культура и быт народов Южного Урала;

- «Чтение художественной литературы» (произведения устного народного творчества народов Южного Урала);

- «Художественное творчество» (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Урала);

- «Физическая культура» (игры народов Уральского региона).

 

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТ

Дошкольного образования с учётом регионального компонента

 

1. Дошкольное детство — период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения.

Главная функция дошкольного образования: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, создающего условия для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.

Основными задачами на данной ступени являются:

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, сохранение и укрепление его психофизического здоровья, становление образа «Я»;

воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении;

развитие индивидуальности ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста;

формирование начальных представлений о материальных и духовных ценностях, которыми руководствуются люди в типичных жизненных ситуациях.

Воспитание и обучение в период дошкольного детства строится на основе уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению ребенком предъявляемых к нему окружающими людьми требований. Необходимо обеспечить полноту реализации возможностей ребенка с учетом достигнутого уровня психофизического и социального развития.

Содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое;

 

1) содержательная линия образования «Физическое развитие»

Физическое развитие на ступени дошкольного образования направлено на решение следующих задач:

создать условия для осознания ребенком своих физических возможностей на основе развития представления о своем теле;

сформировать базовые представления о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;

стимулировать стремление ребенка к творческому самовыражению через физическую активность;

обеспечить развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, выносливость, настойчивость через участие в физкультурных занятиях, спортивных играх, праздниках.

Минимум содержательной линии образования.

  • Базовые представления о собственном теле. Особенности физического развития мальчиков и девочек в дошкольном возрасте. Индивидуальные физические особенности. Физическое состояние организма и основные способы сохранения здоровья.
  • Базовые принципы организации здорового образа жизни в дошкольном возрасте. Правила личной гигиены. Способы закаливания с учетом особенностей климата Среднего Урала.
  • Представления о пластике двигательной активности, красоте организованных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье). Правила безопасной организации двигательной активности. Способы проявления воли и терпения при выполнении физических упражнений. Образ сильного, ловкого, здорового человека.
  • Правила рационального питания дошкольников с учетом индивидуальных особенностей. Традиционные для Среднего Урала продукты питания и блюда. Особенности национальной кухни. Специфика национальной одежды тех этносов, с которыми осуществляется общение. Правила выбора одежды в соответствии с конкретными погодными условиями. Детская мода для мальчиков и девочек.
  • Элементарные навыки выполнения физических упражнений (зарядка, плавание, катание на лыжах, коньках). Представление о традиционных для Урала видах спорта, спортивных играх.

Рекомендуемый результат образования воспитанника.

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • начальные представления о своих физических возможностях, проявляемых в детских играх, помощи взрослым;
  • общее представление о способах безопасного использования предметов повседневной жизнедеятельности;
  • основные нормы безопасного проявления физической активности при взаимодействии с другими людьми;
  • представление об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического здоровья в природных, климатических условиях Среднего Урала, конкретного места проживания.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • навыки воспроизведения движений, обеспечивающих самовыражение и импровизацию в воображаемой (игровой) ситуации;
  • элементарные навыки безопасного выполнения физических упражнений;
  • учет индивидуальных физических возможностей при включении в различные виды деятельности;
  • основные гигиенические навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья;

 

2) содержательная линия образования «Познавательно-речевое развитие»

Познавательно-речевое развитие на ступени дошкольного образования направлено на решение следующих задач:

  • организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей;
  • развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях на основе освоения ближайшего природного и социокультурного пространства;
  • знакомство с доступными для данного возраста способами познания мира;
  • ознакомление с этнокультурными традициями и обычаями, нравственными нормами и правилами поведения в природе и социальной среде в процессе проведения привлекательных для детей занятий;
  • формирование целостного представления об окружающем мире;
  • владение основными моральными и эстетическими нормами выражения эмоций, чувств, мыслей в устной речи;
  • развитие навыков диалогической речи;
  • воспитание потребности в чтении художественной литературы и стимулирование интереса к посильному овладению начальными навыками самостоятельного чтения и письма.

Минимум содержательной линии образования.

  • Основные виды познавательной деятельности и способы познания окружающего мира. Правила безопасной для физического и психического здоровья организации познавательной деятельности. Основные правила взаимодействия взрослых и детей в игровой и познавательной деятельности. Основные правила самоорганизации познавательной деятельности.
  • Речь как способ организации познавательной деятельности и общения с разными людьми. Особенности письменной и устной речи. Нормы, регулирующие выражение чувств и мыслей в обыденной речи. Особенности устной речи тех этносов, с которыми осуществляется общение.
  • Первичные представления о современной и древней культуре Среднего Урала и ее взаимосвязи с культурой страны, мира. Выделение особенностей нравственных, трудовых, эстетических норм, которые проявляются в семье, дошкольном учреждении.
  • Мой дом, улица, двор, населенный пункт. Формы взаимодействия с ближайшим окружающим миром. Основные достопримечательности родного края. Базовые представления о верованиях, религии, быте и образе жизни населения Среднего Урала на основе сказок, мифов и легенд, литературных произведений и взаимосвязи их смысла с культурой других регионов страны и мира. Образы добра и зла, основные представления об устройстве мира в мифологии, фольклоре народов Среднего Урала.
  • Знакомство с основными видами производства и профессиями, широко распространенными на Среднем Урале, в конкретном муниципальном образовании.

Рекомендуемый результат образования воспитанника.

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • первоначальные представления о нравственной, эстетической, трудовой культуре родного края и ее взаимосвязи с культурой других регионов страны, мира;
  • основные представления об этнокультурных особенностях народов Среднего Урала на основе ознакомления с мифами, легендами, сказками;
  • представления об особенностях жизни детей и взрослых в ближайшем окружении ребенка, а также в других регионах страны, мира (особенности внешнего вида, поведения);
  • представление об основных нормах, регулирующих устную речь, типичных речевых ошибках.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • способность выразить в слове, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения в соответствии с речевыми, моральными и эстетическими нормами;
  • использовать основные правила безопасного поведения в процессе познавательной и практической деятельности;
  • соотносить свои поступки с нравственными нормами, утверждаемыми средой ближайшего окружения;
  • руководствоваться основными правилами самоорганизации, обеспечивающими успешную познавательную деятельность ребенка;

 

3) содержательная линия образования «Социально-личностное развитие»

Социально-личностное развитие на ступени дошкольного образования направлено на решение следующих задач:

  • развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • воспитание готовности постоянно проявлять заботу о себе и других людях;
  • воспитание уважения и терпимости к людям, с которыми осуществляется постоянное общение, независимо от их материального положения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
  • приобретение начальных навыков заботы о родителях, других родственниках, сверстниках и воспитателях в дошкольном учреждении;
  • развитие потребности в самоутверждении на основе воспитания таких нравственных качеств, как гордость, стыд, уверенность в себе, доброжелательность, чуткость, сочувствие, тактичность.

Минимум содержательной линии образования.

  • Представления о себе как члене семьи, детского сообщества, жителе конкретной территории. Нормы и правила общения в семье: с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, другими родственниками. Нравственные и эстетические нормы и правила поведения в дошкольном учреждении, общественных местах. Правила безопасного поведения на улице, игровой площадке, общественных учреждениях. Основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей разных этносов на Среднем Урале и месте проживания. Правила этикета. Образцы поведения сказочных и мифологических персонажей.
  • Личные достоинства и способы их выражения в игре, общении с разными людьми, простейшей трудовой деятельности. Определение причин нарушения основных норм и правил, регулирующих познавательную, коммуникативную, трудовую и игровую деятельность детей дошкольного возраста. Основные способы самоорганизации при осуществлении любой деятельности. Правила уважительного отношения к людям независимо от их возраста, пола, национальной принадлежности, вероисповедания, уровня образования, материального положения и профессиональной деятельности.
  • Правила общения при осуществлении совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Рекомендуемый результат образования воспитанника.

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знать элементарные нравственные нормы общения с разными людьми на основе характеристики и оценки действий сказочных и мифологических персонажей;
  • знать основные нормы и правила, регулирующие взаимодействия с родителями, родственниками, сверстниками, работниками дошкольных учреждений, людьми в общественных местах;
  • знать основные нормы этикета и культурные традиции представителей этносов, с которыми осуществляется общение на территории проживания;
  • иметь представление о своих достоинствах и способах их активного проявлениях в познавательной, игровой деятельности, при общении с разными людьми.
  • Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
  • уметь в игре, самодеятельном творчестве выразить особенности взаимоотношений героев различных художественных произведений;
  • уметь охарактеризовать поведение персонажа литературного произведения и конкретного человека;
  • владеть начальными навыками планирования предстоящей деятельности, проявлять волю и терпение при преодолении трудностей, согласовывать мнения и действия с другими людьми;
  • уметь проявлять заботу о родителях, других родственниках;
  • соблюдать основные нормы этикета, традиции и обычаи своего народа;
  • реализовывать в своем поведении нравственные, трудовые, эстетические нормы и правила, которые обеспечивающие успешное взаимодействие с разными людьми;

 

4) содержательная линия образования «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие на ступени дошкольного образования направлено на решение следующих задач:

  • развитие творческих способностей и самовыражения ребенка в различных видах художественной деятельности;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к различным видам искусства;
  • развитие у ребенка эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия родной природы и предметов культуры;
  • выработка начальных навыков понимания языка искусства, его выразительных средств;
  • ознакомление с традиционными для региона видами и жанрами искусства.

Минимум содержательной линии образования.

  • Художественная культура Среднего Урала, ее взаимосвязь с культурой России, других стран мира: малые формы фольклора, сказки, сказы, мифы, легенды. Истоки народного творчества. Обряды. Национальные песни, игры. Народные промыслы. Разнообразие и красочность материалов, используемых в художественном творчестве региона. Национальные особенности различных видов художественной деятельности: танец, песня, лепка, рисование. Традиционные и нетрадиционные техники художественного творчества. Традиционные изделия мастеров-ремесленников, их разнообразие, национальный колорит. Театрализованные игры.
  • Начальные представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном в реальной жизни и искусстве. Искусство как способ регулирования чувственно-эмоционального состояния человека. Природа как источник фантазии и вдохновения.
  • Красота внешнего вида человека и организации быта. Эстетическая составляющая межличностного общения.
  • Рекомендуемый результат образования воспитанника.
  • Предметно-информационная составляющая образованности:
  • иметь начальные представления о том, что рассматривается в культуре прекрасным и безобразным, возвышенным и низменным;
  • иметь представление о тех способах организации быта, общения с разными людьми, которые трактуются культурой как соответствующие принципам красоты, гармонии, совершенства;
  • знать материалы и техники художественной деятельности, традиционные для Среднего Урала;
  • знать способы создания художественного образа различными видами искусства;
  • иметь начальные представления о взаимосвязи нравственных и эстетических критериев при восприятии и оценке внешнего облика и поведения человека.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • проявлять потребность в творческом самовыражении при включении в различные виды художественной самодеятельности;
  • уметь выразить эмоциональное состояние в слове, движении, изображении;
  • уметь использовать художественно-творческую деятельность при организации интересного отдыха;

 

5) содержательная линия образования «Родной язык»

Развитие родного языка на ступени дошкольного образования направлено на решение следующих задач:

  • создание развивающей среды, стимулирующей развитие навыков общения на родном языке;
  • формирование основ речевой и знаковой культуры национального языка;
  • обогащение словарного запаса, развитие речевого слуха, образной и грамматической сторон родной речи;
  • приобретение начальных навыков умелого использования речи при общении с разными людьми.

Минимум содержательной линии образования.

  • Нормативное звучание слов, словосочетаний и фраз на родном языке. Ответы на простые вопросы, обмен информацией. Пересказ содержания сказок, мифов, легенд. Рассказ о бытовой ситуации на родном языке. Основные нормы орфоэпии.
  • Особенности интонации родного языка. Основные нормы построения словосочетаний, фраз, предложений в национальном языке.
  • Виды простых предложений по интонации. Вопросительные предложения со словами «кто» и «что». Вопросительные предложения со словом «как» и ответы на них словами: быстро, громко, тихо, хорошо, плохо, с эмоционально выраженной окраской.
  •  Разбивка слова на слоги. Национальная художественная литература для детей и фольклор.
  •  Народные календарные и обрядовые праздники.
  • Негативное отношение к ненормативной лексике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к программе Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной Са-Фи-Дансе

Программа «Са-Фи-Дансе» разработана в 1992 году для детей дошкольного. Известна во многих городах России, а также городах ближнего и дальнего зарубежья. Пользуется большой популярностью среди специалистов и занимающихся, может быть альтернативной или дополнительной к программе по физическому воспитанию дошкольных учреждений.

Программа научно-обоснована и направлена на развитие двигательных, творческих, музыкально-танцевальных способностей детей и жизненно- необходимых умений и навыков. Она представлена различными разделами:

игро-гимнастикой,

игро-пластикой,

играми-путешествиями,

игро-ритмикой,

игро-танцами.

«Танцевально–игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе».

Дошкольный возраст — один из наиболее ответствен­ных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного ум­ственного, нравственного и физического развития ребен­ка, формируется личность человека.

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Социальный и экологический факторы оказывают все большее влияние на состояние здоровья детей. Чаще страдают дети заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, невропатии. С каждым годом увеличивается количество ослабленных детей.

Физкультура является основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. Именно она должна стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. Поэтому в нашем дошкольном учреждении возникла необходимость моделирования физкультурных занятий нового типа.

Эффективность — в ее раз­ностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы че­ловека. Эмоциональность достигается не только музыкаль­ным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, инициативным и уверенным в себе, открытым, физически и психологически здоровым. Необходимо стимулировать желание детей заниматься двигательной активностью, создать, эмоциональный комфорт. Именно поэтому в вариативную часть Программы введено дополнительное занятие-кружок, которое проводится в нетрадиционной форме как танцевально-игровая гимнастика для детей старшей и подготовительной групп.

«Са-Фи-Дансе» дети занимаются с удовольствием. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. Большое внимание на желание детей подвигаться

оказывает музыка + игра. Играя, ребенок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя глубокой технической отработки.

Сюжет + игра + музыка + движение, творят чудеса. Все вместе взятое создает положительные эмоции, способствуют физическому развитию, развивают воображение и физические навыки. Они облегчают процесс вхождения в группу и замкнутым, и гипперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность.

На занятиях Са-Фи-Дансе дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, физические и интеллектуальные способности.
Важной особенностью этих занятий является и то, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но и слушать и наблюдать.
Музыкальное сопровождение способствует эстетическому развитию, а образность сюжетов развивает фантазию и творческие способности.
В процессе групповых занятий  все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания.

 

Основной целью программы «Са-Фи-Дансе» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.

Обучение по программе «Са-Фи-Дансе» создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Исходя из целей программы предусматривается реше­ние следующих основных задач для детей 6-7 лет.

Основными задачами программы «Са — Фи — Дансе» являются:

  • Укрепление здоровья: формирование правильной осанки, развитие опорно – двигательного аппарата, профилактика плоскостопия, совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма;
  • Совершенствование психомоторных способностей дошкольников: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно – силовые качества, координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой, развивать ручную умелость и мелкую моторику;
  • Развитие творческих и созидательных способностей: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, воспитывать умение эмоционального выражения движений под музыку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

При распределении разделов программы по годам обу­чения учитываются основные принципы дидактики, возрас­тные особенности группы, физические возможности и психологические особенности ребенка.

В программе «Са-Фи-Дансе» представлены различные разделы, но ос­новными являются: танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений, креативная гимнас­тика.Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика,игротанец.

Нетрадиционные виды упражнений пред­ставлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, иг­ровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные за­дания.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
1.Общеразвивающие упражнения в положении стоя, в ходьбе; беговые упражнения, подскоки, прыжки.
2. Общеразвивающие упражнения в положении стоя; наклоны, повороты, рывковые движения руками; упражнение в выпадах, приседах; махи ногами.
3. Специальные упражнения для согласования движения с музыкой. Общеразвивающие упражнения в низких исходных положениях: сидя, упорах лежа; упражнения силового характера, упражнения силового характера, упражнения в махах и рывках движениях.
4.Комплекс упражнений по танцевально-ритмической гимнастики и танцам.
5. Упражнения на расслабление (заключительная часть занятий): мышечное напряжение с последующим расслаблением, плавные движения руками, растяжки.
6. Танцевальные  упражнения поточным способом. Музыкальная игра «Повтори за мной». Задания на импровизацию.

7. Упражнения с речитативом.

8.Танцевально-игровая гимнастика.

8. Упражнения для ручной умелости, мелкой моторики (пальчиковая гимнастики).

9.Самомассаж.

10. Подвижные игры.

 

Эффективность — в ее раз­ностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы че­ловека. Эмоциональность достигается не только музыкаль­ным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, инициативным и уверенным в себе, открытым, физически и психологически здоровым. Необходимо стимулировать желание детей заниматься двигательной активностью, создать, эмоциональный комфорт.